15 мая 2017 исполнилось 126 лет со дня рождения автора романа “Мастер и Маргарита”, произведения, которое западные критики считают вершиной советской художественной литературы ХХ века. Михаил Афанасьевич Булгаков — гений, признанный современниками и потомками, мастер сатиры и конструктивной критики, от которого доставалось новым большевистским порядкам, ходил всю жизнь по лезвию ножа. Судьба неоднократно испытывала великого писателя на прочность, каждый раз протягивая спасительную соломинку, давая повод публике для слухов о божественном вмешательстве либо наоборот, о крамольной сделке с дьяволом. 

Застенки НКВД и расстрельные списки зловещей тенью промелькнули, не зацепив Булгакова своей безжалостной дланью. Сам Отец народов, знакомый с творчеством Михаила Афанасьевича, отзывался о последнем, как о здоровой и полезной для нового социалистического строя прививке критики, только подтверждающей правильность выбора граждан, решивших жить по-новому. Но сами граждане, занимающие посты в оргкомитетах художественных коллегий, МХАТ и издательствах, не спешили доводить свет творчества писателя до обывателя, опасаясь реакции соответствующих государственных органов, почему-то лояльных к дерзкому гению, но беспощадных к его почитателям. Булгаков только единожды побывал на допросе в застенках спецслужб, отреагировавших на донос после дружеских чтений его нового произведения “Собачье сердце” в кругу близких друзей на художественном вечере — “антисоциалистическую” пьесу изъяли при обыске. Шедевральное чтиво навсегда бы исчезло в недрах архивов ОГПУ, если бы не Максим Горький, благодаря которому писатель через три года получил рукопись назад, а самиздатовские ресурсы в тридцатые годы познакомили с ней относительно широкие массы.

И хотя приверженность идеям буржуазного мира и меньшевиков откровенно сквозит в его произведениях, увидевших издательский свет при жизни автора, таких как «Багровый остров» , «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», Михаил Афанасьевич избавлен от внимания репрессивной машины Феликса Эдмундовича Дзержинского, хотя все предпосылки для их плотного знакомства, несомненно, были.

Доктор ли, писатель ли?

Писательский талант Булгакова открылся во времена его врачебной практики в Смоленской губернии. Злые языки поговаривают, что литературный гений проснулся в земском докторе под действием морфия, к которому Булгаков пристрастился по воле случая — делая очередную операцию, он вынужден был извлекать через трубочку дифтеритный соскоб из горла заболевшего мальчика, что повлекло за собой случайное инфицирование самого врача. Булгаков занялся самолечением, но действие препаратов сопровождалось серьезными болевыми ощущениями, справиться с которыми автору будущих шедевров помогал морфий. Однако, по прошествию курса Булгаков не останавливает принятие наркотика, нередко употребляя “кровь Дьявола” дважды в день. Обретенная легкость ума, по воспоминаниям самого автора, позволяла конструировать сцены и образы для будущих романов, дневники и записки наполнялись прообразами героев “Мастера и Маргариты”.

Верный спутник жизни

Первая жена Михаила — Лаппа Татьяна Николаевна, бросившая ради Булгакова свою учебу в университете и уехавшая с ним в провинциальную глубинку, ассистировавшая ему на тяжелых ампутационных операциях, была тем спасательным кругом, подаренным великому писателю судьбой. Именно она была рядом с ним на фронтах Первой мировой и Гражданской войнах, а теперь, терпя его выходки, когда Михаил в наркотическом угаре срывался на любящую женщину, швыряя в нее горящий примус или угрожая пистолетом, готовила ему очередную дозу с трудом добытого морфия, постепенно снижая концентрацию, освобождая от пагубной зависимости.

Позже Булгаков напишет в автобиографическом рассказе “Морфий” о том, как превратился в ходячий изможденный труп под действием “черта в склянке”, предостерегая читателя от губительных соблазнов. Чем же отплатил гений Татьяне за ее стойкость и верность любимому супругу? Сообщив Булгакову о своей беременности, она встретила настойчивое требование сделать аборт. “Я врач и знаю, какие дети могут быть от наркомана. Я сам проведу операцию!” — сказал Михаил. После аборта первая жена Булгакова осталась бесплодной, а обессиленный доктор сделал себе очередной укол морфия и забылся на старом диване.

Разворот на месте

Удивительно, но после аборта наркотическая зависимость отступила и позже совсем сошла на нет — принесенный в жертву ребенок гения утолил Смерть и она дала писателю отсрочку для будущих великих литературных свершений. Булгаков, распознавший перст Судьбы, бросает лечебную практику и переезжает в Киев, затем в Москву.

Но до этого события супружеская чета подвергается еще одному серьезному жизненному испытанию — Булгакова сваливает тиф. Татьяна выхаживает находящегося при смерти мужа, увезя его на Кавказ. Именно эта тяжелая болезнь не позволяет осуществить горячее желание Булгакова присоединиться к белогвардейцам и уехать заграницу — Михаил не имеет желания творить на ставшей чужой после революции Родине. Но обеспокоенная тяжелым состоянием здоровья мужа, Татьяна не дает ему такой возможности. После чудесного выздоровления Булгаковы возвращаются в столицу.

Читайте также: ИЛОН МАСК — ГЕНИЙ, КОТОРЫЙ ОТВЕЗЕТ НАС НА МАРС

Уже здесь, в эти голодные двадцатые годы из под пера гения выходит “Белая гвардия”. Закоченевшие пальцы, сжимавшие зимними вечерами писательское орудие труда, отогревались в тазике с горячей водой все той же Татьяной Николаевной. Но вот отогреть сердце писателя ей не удалось — несмотря на преданность и жертвенность супруги, Булгаков разводится с Лаппой из-за любви к Любе Белозерской, для того, чтобы до самой смерти потом испытывать чувство вины перед первой женой.

Любовь к Любови

Любовь Белозерская произвела на писателя впечатление своими прогрессивными взглядами, светской утонченностью — она недавно вернулась из-за границы после развода и была яркой противоположностью сдержанной Татьяне. Влюбленный Булгаков предложил первой жене жить втроем, но после категорического отказа собрал свои вещи и ушел к любовнице. Весной 1925 года Белозерская выходит замуж за набирающего популярность Булгакова.

В отличие от Татьяны Николаевны, Любовь не собиралась класть свою жизнь и интересы на алтарь творчества скандального писателя — в семье то и дело возникали мелкие бытовые ссоры. Справедливости ради нужно заметить, что являясь личным секретарем писателя, Белозерская привнесла в его произведения радикальные моменты и удачные решения, была соавтором некоторых булгаковских творений. Однако, спустя семь лет, Любочка разделила Татьянину судьбу, став очередной экс- контрреволюционного писателя.

Третья жена Булгакова — Елена Шиловская, прекрасно знала Белозерскую, они были подругами. Ухоженная, с прекрасными манерами, милая Елена настолько запала Булгакову в сердце, что он был готов сию минуту развестись со второй женой, но Шиловская не была готова предать своего мужа. Пары пытались поддерживать дружеские отношения, но, в конце-концов, третья жена обрела третьего мужа.

Не везет мне в смерти — повезет в любви

В это время Булгаков начал испытывать серьезный творческий кризис — ни одна его пьеса нигде не ставилась, автора избегали все литераторы. Машина репрессий акту прямого физического уничтожения избрала метод политической изоляции. Булгаков, оставшись без средств к существованию, тяжело переносил подобное отношение. Он начал болеть — врожденная предрасположенность к нарушению функции почек, явившаяся причиной смерти его отца, начала проявлятся на этом этапе его жизни. Шиловская являлась его единственной опорой и утешением. Именно благодаря ей Булгаков нашел в себе силы закончить роман “Мастер и Маргарита”, который был сохранен для потомков третьей женой писателя.

Булгаков, знавший, что Сталин неравнодушен к его персоне пишет несколько писем вождю, в которых просит разрешить ему уехать за границу или дать возможность издаваться в СССР. Но верхушка правящей партии неумолима. Единожды на домашний телефон писателя поступает звонок из кабинета самого Сталина, но ситуация в пользу опального писателя радикально не меняется.

Смерть же, неоднократно дававшая Булгакову отсрочку своего визита, листает страницы его неизданных произведений, уже внимательно присматриваясь к гениальному писателю. Михаил сам точно предсказывает время своей смерти от гипертонического нефросклероза. 10 марта 1940 года 49-летний Булгаков навсегда покидает своих друзей и родных, дежуривших неотступно у его постели. Овдовевшая Елена Шиловская ходатайствует по просьбе Михаила об установке на его могиле надгробного камня с могилы Гоголя — любимого писателя Булгакова. Ходатайство удовлетворяют и символическая “голгофа” одного гения с тех пор надежно оберегает память другого.

Читайте также: КТО ТАКОЙ ЖДУН