Безусловно, событие недели (кто-то настаивает на признании его как события года) — очередной рэп-батл Оксимирона (Мирона Федорова) с очередным противником, похоже, случайно попавшем в первые строчки оппонентов “первооткрывателя русского рэпа”, как раньше говорил о себе МИФ.

Признанный фаворит гонки столкнулся на площадке Версус Баттла со своим непримиримым хейтером Славой Карелиным. Не дожидаясь традиционного сентября, батл обрушился в канале YouTube на предвкушавших зрелище фанатов под тайтлом Versus × #SlovoSPB — Oxxxymiron × Слава КПСС (Гнойный).

Событие, которого ждали целый год поклонники российского рэпа и андеграунда, свершилось! Однако, неоднозначность происходящего, растянувшаяся более чем на час, мягко сказать — зашкаливала. На текущий момент исход поединка неизвестен разве что только в самой глуши на постсоветском пространстве. Единогласным судейским решением была признано поражение всухую Оксимирона перед Гнойным: счет 0:5! Неслыханно? Выходящий не раз победителем из предыдущих схваток Мирон сдулся?
Все не так однозначно. В пабликах сейчас “переворачиваются горы”, проводятся разборы и тончайший анализ стратегии, приведший рэпера №1 к сокрушительному фиаско. Подбросим и мы своего уголька в общий пожар.

А судьи кто?


Не сказать, что судейский состав был достаточно именитым и целиком состоял из известных музыкантов и завсегдатаев рэп-тусовок. Хотя, это даже к лучшему.

В последнем составе присутствовали люди с критическим складом ума и привыкшие работать с широкой аудиторией, чувствующие ее настроение и предпочтения. Евгений Баженов, он же BadComedian и Руслан Белый, известный стендапер и резидент Comedy Club, приятно разбавили жюри. Говорить о непрофессионализме их как судей рэп-баттлов — спорная тема. Достаточно ознакомиться с их отзывами о последнем Версусе и все станет на свои места.
Обойдемся без пересказа речитативной часовой перепалки между уже сложившими себе имя и имидж претендентами на звание “самый угарный попускатель оппонента”, попробуем сразу ответить на вопрос: “Почему же проиграл Оксимирон и проиграл ли?”

Чем удобряли — то и выросло


Против решения судей не попрешь — 5:0, беспрецедентный вердикт для Мирона. Он и сам, вероятнее всего, уже чувствовал в третьем раунде, что в этот раз победы ему не видать. Чувствовал по реакции тусовки, что что-то пошло не так.

Но не переключился, не изменил выбранному плану. Проходясь по различным темам, касаясь второстепенных вопросов и пускаясь в широкую философию, Мирон минимум внимания уделил своему оппоненту, который стоял перед ним здесь и сейчас.

Решил не загонять себя в ставшие ему тесными рамки традиционного баттла, родоначальниками которых был он сам. И публика не оценила. Нет, и слог у фаворита был неплох и читал он так, что не стыдно было бы даже Эминему — с пафосом, с харизмой. Но все больше становясь “вещью в себе”, Мирон забыл, что толпа умным не прощает. Лей бы он поток нечистот в устоявшейся манере, его талант несомненно бы “вывез”, раздавил куда более слабого соперника, который являлся по словам самого Оксимирона разогревом, своеобразной тренировкой перед по-настоящему серьезным противником в следующем Версусе — с Дизастером.

Читайте также: ПЯТЬ ТАИНСТВЕННЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ ДРЕВНОСТИ, НЕ ДО КОНЦА РАЗГАДАННЫХ ДО СИХ ПОР

Я памятник себе воздвигнул. Языком!

Да, можно согласиться с мнением о том, что Гнойный — фигура совсем не той величины, про которую можно сложить шедевральный рэп-опус, гарантированно вытягивающий исполнителя в фавориты.

Но, похоже, Окси очень увлекся перечислением своих достижений, признанием собственного вклада в андеграунд-культуру. Постоянно переходя на упоминание “Я, я”, он исподволь принижал всю остальную тусовку, которая, несомненно, считала себя частью этой самой культуры и при всем уважении к Мирону, возводить его в ранг идола не спешила.

Обвинение и обобщение в ограниченности окружающих, которое сквозило в выбранной манере поединка, обращение к массам с позиции нового проповедника, не учащего, но поучающего, было воспринято публикой уже в последних раундах гробовой тишиной. Казалось, ранее бывший благодарным слушатель покинул на руках своего кумира, а потом вдруг передумал ловить. Идол, заслуг которого никто не собирался недооценивать, рухнул на пол просторного подвала со своей высоты.

И напрасным были все орания в ухо Гнойного, хватание его за рубашку и за волосы — противник уже почувствовал, что публика не на стороне фаворита. Он добивал Окси банальщиной, направленной узко в лоб, но более близкой и понятной для окружающих, сказав фразу, которая давно была готова сорваться со многих губ — “..ты самовлюбленный, братан!”
Строго соблюдая каноны баттлов, Слава КПСС делал единственное и совсем не многое, что ему понадобилось для победы: слитный речитатив, направленный только против оппонента, иногда сдобренный матами в неуверенных и слабых местах, используя пафос противника для наполнения своих парусов.

Не можешь победить хитростью — просто победи!

Нельзя сказать, что Гнойный, победив с таким счетом, превосходит противника в классе. Просто формат его версии батла был ближе всей аудитории вкупе с судьями. А вот Оксимирону придется спуститься с небес на землю. Его выступление, безусловно, яркое и талантливое было достойно отдельного концерта, даже где-нибудь в Олимпийском. Но только не в этот день и только не на площадке Версуса. Будь его противником любой в тот вечер, не Гнойный, а Крип-А-Крип или Johnyboy, Оксимирон все равно бы проиграл. Потому что пришел не батлить, а воспевать.
Так неужели провал? Вряд ли. Просто Оксимирон перерос батлы. Установив в свое время собственноручно каноны и правила московско-питерской андеграундной тусы, сейчас он почувствовал, как тесно ему стало на этой площадке, как это узко для культуры — зацикливаться на перемывании костей и сливании конкретного оппонента в рамках конкретной темы. Решив двигаться дальше и развиваться, идол российского рэпа ошибся дверью, зайдя в подвал Версуса вместо студийки нового лейбла. Не унывай, Мирон! Проигрыш просто показал, что ты перерос эти детские толкания в грудь малолетних поэтов из подворотен — лучше расправляй крылья по-взрослому, наберись сил и выходи на медиа-просторы с новым толковым, годным проектом. А раскачанный Версус оставь тем, кто пробует себя, набирается опыта и готов дерзить на публику в рамках подобной медиа-площадки.

Читайте также: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АТОМНОГО ЛЕДЯНОГО ЧЕРВЯ