Нет наверное такого читающего человека, который не слышал имя Антуана де Сент-Экзюпери — французского писателя прошлого столетия, профессионального летчика, патриота своей страны. В этом году исполняется 117 лет со дня его рождения. И хотя об истории появления его на этот свет известно предостаточно, его смерть остается все еще под покровом тайны, что бы не вторили разоблачители легенд или якобы свидетели его гибели. Но обо всем по порядку.

Маленький граф

Родился Антуан во французском Лионе летом 1900 года в семье страхового инспектора. Третий ребенок в семье потомственных дворян позже обзаведется еще одним родным младшим братом, а потом еще и сестрой. Часть своего детства после ранней смерти отца Антуан провел в замке своей родственницы — двоюродной бабушки. В 12 лет юному писателю повезло попасть в кабину самолета и подняться в воздух со знаменитым пилотом того времени Габриэлем Вроблевски. С этой минуты небо будет постоянно манить молодого Экзюпери, определит его дальнейшую профессию, пока через сорок лет не поглотит его навсегда.

Семья Экзюпери оказалась в состоянии дать детям пристойное образование  — Антуан со своим младшим братом получали образование как на родине, так и за границей. Бакалавриат семнадцатилетний юноша защищал в швейцарском колледже. В это время ввиду слабого здоровья умирает младший брат Антуана — Франсуа. Скоропостижная утрата младшего брата произвела на будущего писателя тяжелое впечатление. Через два года Экзюпери начинает посещать курсы архитектуры в парижской высшей гимназии искусства.

Родина зовет!

Знаковым для будущего прославленного писателя становится 1921 году, когда окрепшего юношу призвали в ряды вооруженных сил Франции. Антуан воспринял этот факт как возможность воплотить свою детскую мечту — стать военным летчиком. Он подает запрос на перевод в Страсбургский 2-й полк истребителей, где его сперва определяют в ремонтные авиамастерские, откуда Сент приобретает необходимые знания материальной части. Позже любознательный молодой человек получает летное удостоверение гражданского пилота, а после перевода во французскую колонию на Ближнем Востоке — Марокко, Антуан получает квалификацию военного летчика и звание младшего лейтенанта. Отныне будущий прославленный писатель может служить и земле и небесам!

Дорога в небо

Мечта связать свою судьбу с авиацией исполнилась — Сент-Экзюпери с 1926 года работает в авиакомпании “Аэропосталь”, крупнейшем почтовом перевозчике страны. Антуан обслуживает рейсы на африканских направлениях в Марокко. В этом же году он становится начальником промежуточной почтовой станции-аэродрома форта Кап-Джуби в Марокко и пишет свой первый роман — “Южный почтовый”.

Чрез три года пилот вернулся во Францию, чтобы повысить свою квалификацию до морского летчика. Отзывы критиков о его первом романе были весьма положительные и Экзюпери подписывает контракт с издательством “Галлимара” на выпуск ряда романов. “Галлимар” обязался до конца года выпустить “Южный почтовый” и выплатить за него комиссию. После выхода романа, Антуан получил назначение директора отделения “Аэропосталь” в Аргентине, Буэнос-Айресе. Тут, в Южной Америке, молодой авиатор проявил свои навыки талантливого инженера, подав несколько патентов на различные конструкторские усовершенствования узлов и агрегатов вверенного авиапарка. За весомый вклад в развитие гражданской авиации Антуан Сент-Экзюпери удостоился исторической награды — ордена Почетного Легиона, учрежденной самим Наполеоном Бонапартом в 1802 году. Подобная награда является высшим знаком отличия гражданской степени и свидетельствует о признании особых заслуг перед Францией.

Летом 1930 года Антуан участвует в спасательной операции самолета его друга, лётчика Анри Гийоме, предположительно разбившегося при перелете через горную гряду Анд в сложных метеоусловиях. Находясь под впечатлением случившегося, Экзюпери пишет свой следующий роман — “Ночной полет”, за который удостаивается престижной литературной премии “Фемина”. В последствии роман будет экранизирован и станет основой одноименной оперы. К автору неспеша приходит известность. В этом же году Экзюпери заключает брак с Консуэло Сунсин — уроженкой Сальвадора. К слову, это был для нее уже третий брак, оба предыдущих ее мужа были уже мертвы. Злой рок в конце-концов оставит ее вдовой и в третий раз, но это произойдет только через четырнадцать лет, а пока супружеская чета возвращается во Францию. В этот период Антуан вновь обслуживает почтовые направления Африки и Индокитая, совершая полеты на гидросамолете.

Были бы крылья — разбиться сумеем!

Любовь Экзюпери к авиации нельзя назвать взаимной. Подтверждением тому многочисленные аварии и катастрофы, в результате которых отважный пилот сумел выжить, но серьезно подорвал свое здоровье — во времена Второй мировой Сент-Экзюпери пилотировал истребитель, забираясь в кабину только с помощью механика. Самостоятельно подняться по крутому трапу и втиснуться в кабину писатель уже не мог. В 1932 году, устроившись на должность испытателя новых машин, Антуан чуть не погиб при крушении гидросамолета в бухте Сен-Рафаэль. В следующий раз судьба нахмурила брови в декабре 1935-го, когда дерзкий летчик бросил ей вызов, намереваясь  поставить рекорд скоростным перелетом по маршруту Париж — Сайгон. Пилотируя свой собственный самолет — скоростной и комфортабельный новый С.630-й “Симун”, Экзюпери упал в Ливийской пустыне. Он и механик Прево были случайно обнаружены местными жителями, избежав мучительной смерти от жажды под палящим солнцем. Именно этот опыт лег в основу самой знаменитой книги Экзюпери  «Маленький принц».

Затем, в 1938-м, случилась тяжелая авария в Гватемале, на рейсе Нью-Йорк — Новая Земля. Полученные травмы надолго уложили Экзюпери на больничную койку. Лечение продолжалось в Америке, а после и во Франции.

Читайте также: БУЛГАКОВ — БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ ИЛИ ОШИБКА РОКА?

Между небом и землей — война!

Но начавшаяся в 39-м Вторая мировая заставила Антуана отмести все свои недомогания — на следующий день после объявления войны он явился в пункт мобилизации добровольцев и потребовал зачисления в авиачасть военного аэродрома в Тулузе. Через день он получил назначение на базу дальней разведки в провинции Шампань. И хотя все друзья и родня наперебой пытались отговорить писателя, уже получившего свою популярность как в Европе, так и в США отменить свое решение служить на передовой, французский патриот отвечал неумолимым отказом.

Карьера военного летчика — то, к чему этот человек шел всю свою жизнь, то, что находил высшей мерой проявления любви к своей стране и близким. После ряда боевых вылетов на неуклюжем “Блок-174”, Экзюпери был представлен к награде “Военный крест” за боевые заслуги перед Францией. Но после поражения Франции, Сент-Экзюпери значительно пал духом и переехал в США. Тяжелое разочарование жизнью в Нью-Йорке после бегства из оккупированной Франции тем не менее не помешало написанию его самого известного произведения. В 1942 году увидел свет “Маленький принц”, который стал известен  в том числе и в гитлеровской Германии.

Но сердце настоящего патриота не умолкало, толкнув Экзюпери в ряды группировки “Сражающаяся Франция” — в 1943 году Антуан не без труда, но получает распределение в боевую часть ВВС. В распоряжение пилота поступает современный скоростной разведчик-истребитель “Лайтнинг” П-38. Учитывая состояние здоровья Экзюпери, начальник эскадрильи каждый новый вылет пилота вынужден блокировать. Только значимый авторитет известного французского публициста позволяет ему раз за разом подниматься в воздух. До рокового вылета в июле 1944 года. 31-го числа Антуан де Сент-Экзюпери поднялся в воздух с аэродрома Корсики и отправился на разведку для того, чтобы больше не вернуться.

Тайна, покрытая сказкой

Пропавших без вести судов, самолетов и людей за время Второй мировой войны насчитывается предостаточно. Пропавший “Лайтнинг” Экзюпери случайно обнаружили только в 1998 году марсельские рыбаки. Поднятые обломки самолета не свидетельствовали о характере повреждения корпуса во время воздушного боя. Найденные свидетельства позволили идентифицировать борт, как тот самый, на котором писатель вылетел в далеком 44-м. Был обнаружен браслет, принадлежащий Экзюпери.

Но ни самого тела пилота, ни даже костей или фрагментов одежды, часов и табельного оружия пилота обнаружено не было — кабина затонувшего самолета была пуста. Поднявшаяся шумиха породила версию о том, что прославленный писатель просто дезертировал, выпрыгнув с парашютом, предоставив неуправляемый борт воле судьбы. Появились даже свидетели, якобы видевшие Экзюпери живым и здоровым то ли в Южной Америке, то ли на островах Тихого океана. Были версии и о преднамеренном самоубийстве пилота, страдавшего, по свидетельствам друзей и близких, сильной депрессией.

Правда или ложь?

Масла в огонь всей истории подлил немецкий летчик-ветеран 86-летний Хорст Рипперт, заявивший в 2008 году, что это он сбил самолет Экзюпери над южным побережьем Франции. Сам Хорст являлся серьезным поклонником творчества француза, он заявил, что никогда бы не открыл огонь на своем “Мессершмитт Ме-109”, если бы знал, кто пилотирует злосчастный “Лайтнинг”. По словам немецкого аса, сбитый самолет вонзился в воду вертикально, сильнейший взрыв разбросал обломки на значительном радиусе. Данное заявление способно поставить точку в загадке исчезновения Экзюпери, тем самым очистив его имя от грязных обвинений в предательстве, дезертирстве или самоубийстве.

Загвоздка в том, что подтвержденных свидетельств о своей победе Хост предоставить не мог — в документации эскадрильи “Ягд Группе 200”, в которой служил ветеран, никаких свидетельств об этой победе нет. Учитывая тот факт, что к концу войны Мессеры были оборудованы системой кинофиксации попаданий, спаренных с гашетками пулеметов самолета, свидетельствования Хорста Рипперта — под большим сомнением. Что весьма на руку истинным почитателям таланта французского писателя — возможно, высшие силы решив увековечить героя, изъяли его из пилотской кабины, поместив талант где-то среди звезд, о которых он так проникновенно писал!

Читайте также: 10 САМЫХ ВЕЛИКИХ ШАХМАТИСТОВ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ШАХМАТ