Не исключено, что кто-то из наших читателей помнит советский тюнинг отечественных автомобилей Волга, Москвич, Жигули, когда особым шиком считалось прикрутить на рычаг переключателя коробки передач кустарным способом выполненную ручку из прозрачного пластика с удивительными цветами или пузырьками воздуха внутри. Некоторые счастливчики хвастали набалдашниками с мохнатыми пауками или рыбами внутри органического стекла, иногда попадались многоуровневые абстрактные узоры. Знакомо? Подобная тяга к прекрасному — отголосок технологий, по которым в XII веке непревзойдённые итальянские мастера в области стеклодувного ремесла поражали средневековую Европу изысканными произведениями искусства.

Сравнение с поделками автолюбителей способно дать некоторое представление о предмете разговора, хотя конечно оригинальные произведения из венецианского стекла выглядят куда более изысканнее и стоят многократно дороже. Во всём мире популярность таких изделий штучного производства не ослабевает с тех самых далёких веков. Потомственные стеклодувы и сейчас с успехом производят сувенирную продукцию: пресс-папье, различные фигурки животных, бижутерию, предметы интерьера и элементы дизайна по ряду уникальных технологий, большинство которых никогда не покидали итальянский остров Мурано — сердце артели венецианских стеклодувов. Что же такого особенного в этом предмете национальной гордости местных мастеров и как они смогли преуспеть в таких весьма распространенных по всему миру способах изготовления украшений из стекла?

Читайте также: ТОНКАЯ КРАСНАЯ ЛИНИЯ, ИЛИ ОТ ЧЕГО СПАСАЕТ ШЕРСТЯНАЯ НИТКА НА ЗАПЯСТЬЕ

Византийский ветер


Венецианское стекло, сказать по правде, до XIII века ничем примечательным не отличалось от всей его остальной массы, уже широко производимой в странах Европы. Однако, благодаря успешно развиваемой торговле с Восточно-Римской империей, в Венецию попадают образцы византийских технологий производства художественного стекла, ставшего очень популярным в то время. Местные стекольные мастерские успешно ассимилировали византийские рецепты и секреты, что дало мощный толчок к росту производства и отрасли в целом. Отныне принадлежность к сословию стеклодувов начала давать множество привилегий, приближала ко двору. Статусность и значимость профессии подталкивали к формированию клановости, сохранению секретов производства и передачи их только внутри семьи ремесленников. Одновременно с этим сами умения оттачивались на протяжении поколений, приветствуя эксперименты и совершенствование технологии.

Стеклянный замок

Стоило учесть, что само производство стекла являлось ущербным для городского уклада с точки зрения пожароопасности. Поэтому, ввиду постоянного роста доли стекольного производства, власти приняли решение обезопасить деревянные строения Венеции от угрозы пожара со стороны стеклодувных мастерских путем переноса всей отрасли на один из островов в Венецианской лагуне. Окруженное со всех сторон водой на острове Мурано производство больше не представляло угрозы для жилой части города и стало являться своеобразной столицей артели. Производимое на острове стекло через некоторое время получило название муранское, которое закрепилось за продукцией и используется как имя узнаваемого бренда и по сей день.

Секреты мастеров

К XVI веку совершенство технологии производства венецианских мастеров достигли таких высот, что география экспорта муранских чаш, сосудов и украшений начала охватывать весь мир. В качестве дорогих подарков при любом дворе приветствовались муранские сосуды в виде цветов, птиц, животных, чаши с декоративными элементами, люстры и зеркала.
Среди знаменитых технологий изготовления муранского стекла, а также секретов, придающих ему его хвалёную неповторимость считаются такие, как производство агатового стекла — получение куска разноцветных слоёв, напоминающих жилы полудрагоценных камней агата или мрамора. Производится многократным раскатыванием базовой заготовки с периодическим добавлением цветных кусочков, которые постепенно трансформируются в слои заданного цвета.

Авантюриновое стекло — изделия, напоминающие минерал авантюрин, содержащее в теле стекла кристаллические включения меди, хрома или других металлов, придающих визуальный эффект множества золотистых искр.

Особым шиком считается производство филигранного стекла — основная прозрачная болванка наполняется множеством стеклянных трубок подобранных цветов в определённом художественном порядке или беспорядке, которые, в свою очередь, набираются из еще более тонких трубок, а те нередко получаются из переплетения стеклянных нитей, вытягиваемых умелыми мастерами. При этом каждый мастер использует свои приёмы для изготовления отдельных элементов филиграни, что приводит к богатому разнообразию и уникальной неповторимости конечного изделия.

Похожие действия выполняются для получения и муранского мозаичного стекла — тонкие спицы из разноцветного стекла собираются в букет, нарезаются тонкими пластинками, из которых затем выкладываются различные узоры или фигуры. Собранные композиции заливаются разогретыми формами из прозрачного стекла, обрабатываются и полируются.
Ещё одна авторская техника — кракелированное стекло. Термическая обработка разогретого материала методом интенсивного охлаждения. Приводит к дефектам поверхностных слоёв заготовки, растрескиваниям. Хитроумный узор из трещинок затем заливается дополнительным слоем и охлаждается уже по традиционной методике. Разновидностью технологии принято считать и технику пулегозо, при которой в обрабатываемом слое появляется сеточка воздушных пузырьков.

Читайте также: ТАК ЛИ СТРАШЕН СЛЕНДЕРМЕН?

Упал — поднялся

Все перечисленные приёмы широко использовались мастерами в муранских стеклодувнях, но это не спасло от угасания интереса к венецианским диковинкам в XVII веке — пальму лидерства в то время перехватывает богемское стекло. Основной удар по развитому производству Венеции наносит французское вторжение в 1797 году. Оккупанты ликвидировали прославленные стекольные фабрики острова Мурано, известные мастера растеклись по Европе и производство легендарного стекла прекратилось.

Лишь в 19-м столетии силой энтузиастов был восстановлен первый завод муранского стекольного производства, технологии вернулись в Италию и продолжают опять использоваться по сей день, радуя ценителей и коллекционеров непревзойденными шедеврами ручной работы.