Последние тридцать лет непрерывные клановые войны окончательно разорили восточноафриканское государство Сомали. Все государственные инфраструктуры, включая пограничную и береговую охраны,  превратились просто в банды, вставшие по разные стороны военного конфликта.

Ситуацию для прибрежного населения усугубляло неконтролируемое браконьерство иностранных государств в водах Сомали и сброс токсичных промышленных отходов, которые освоили корпорации. В результате рыбаки лишились последних скудных средств к существованию. И они выбрали для решения своих проблем путь разбоя и флибустьерства. По началу просто требовали от зарвавшихся браконьеров мзду, а затем перешли к захвату суден и вымогательству.

Так появились сомалийские пираты.

Благо, что почти половина территории страны  —  береговая линия, а мимо нее проходит популярный транспортный коридор, через который ежедневно курсируют до  1000 судов.  Оконечность полуострова Африканский рог, на котором и находится Сомали, выдающяяся далеко в океан, создает максимально удобные условия для пиратства.

Читайте также: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОДАВАЛ ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ. ДВА РАЗА

На абордаж

На страницы мировых СМИ пираты попали в 2004-2008 годах, хотя инциденты  с пиратством  регистрировались с  2001 года.

Но самый крупный информационный взрыв случился в сентябре 2008-го, когда в “сети” пиратов угодил панамский сухогруз «Фаина», перевозивший крупную партию вооружений, включавшей три десятка танков Т-72, зенитные установки, гранатомёты, РСЗО “Град”.

Захват этого корабля,  выдвинувшегося из Николаева (Украина), произошел по обычной для пиратов схеме —  прибыв на быстроходных катерах и угрожая  выстрелом из гранатомета, они вынудили капитана сбросить ход и ворвались на палубу сухогруза. Закрыв весь экипаж в тесном помещении,  пираты дали возможность капитану связаться с берегом и заявить о требованиях бандитов. 

Учитывая характер груза,  выкуп был соответствующий —  35 миллионов долларов. “Перетягивание каната” продолжалось почти четыре месяца. Сумма выкупа неоднократно пересматривалась, менялись лица посредников,  а измученный экипаж голодал и сходил с ума, а капитан корабля, россиянин, погиб от сердечного приступа.
В конце-концов на окруженную со всех сторон боевыми кораблями флота США “Фаину” доставляется окончательно согласованная сумма выкупа в размере 3,2 млн. долларов, разбогатевший “али-баба” и его тринадцать оставшихся в живых разбойников беспрепятственно отправляются на родной сомалийский берег, а многострадальный экипаж наконец получает возможность продолжить движение в порт назначения. 

Кстати, многое в деле «Фаины» осталось неизвестным — как  пираты  смогли  якобы случайно выделить в плотном морском трафике нужное им судно, в тому же принявшее меры предосторожности при пересечении опасного района. На «Фаине» была светомаскировка,  да и двигалась она по наиболее удаленному от африканского берега маршруту. Однозначно, судно “пасли” и ждали,   но кто «слил» информацию так и не стало известно.

Однако, крупные мировые державы наконец увидели почти десятилетнюю проблему сомалийского пиратства, портовых чиновников, перепродающих  данные о кораблях, на которых можно поживиться, и страховых компаний, увеличивших свою прибыль на более чем полмиллиарда (!!) долларов только за один 2011 год благодаря страху морских перевозчиков перед пресловутыми корсарами из Сомали.

Шах падишаха

В результате декабре 2008 год  Евросоюз дает старт морскому противодействию пиратам под названием операция Аталанта. Общая численность военных, задействованных в программе  составила около 2 тыс. человек, а годовой бюджет превысил восемь миллионов евро. Двадцать восемь стран предоставили в рамках мероприятия оперативному штабу свои корабли и авиацию. Против забитых “папуасов” с ржавыми автоматами на дырявых лодках выдвинулась мощнейшая морская группировка с современнейшими средствами обнаружения и ликвидации противника.
Но не тут-то было! Высокая плотность судоходства не позволяла осуществлять полноценный контроль за каждым прибрежным объектом, где любая лодка с головорезами при виде эсминцев срочно избавлялась от вооружения, сбрасывая его в море, и превращалась в безобидную рыбацкую лохань.

Радикальную роль в ликвидации пиратского движения сыграла богатейшая семья нефтяных магнатов из Абу-Даби — Аль Нахайян. Они «обиделись» за нападения на нефтеналивной танкерный флот и восприняли это как личное оскорбление. Нанятый  арабами эксперт по разведке Эрик Принс из ЦРУ разрабатывает наземную операции в негласной пиратской столице Пунтленде на востоке Сомали, а профессионалы известной частной военной компании Blackwater за пару лет создали на побережье крупное военизированное полицейское формирование с контингентом более одной тысячи человек. Выделение 50 млн долларов  и грамотная ликвидация  баз пиратов по всему побережью лишило флибустьерское братство материковой поддержки и в конце концов  обескровило пиратское движение.

Кроме того началось и морское патрулирование — были  организованы  малые тактические группы, состоящих из профессиональных наемников. Услуги  специалистов, в в том числе и из Иностранного легиона, не бесплатны. Но за $40 тыс. можно быть уверенным, что пираты не имеют никаких шансов.

С пиратами не церемонятся — взявшая в апреле 2008-го в заложники американского капитана группа сомалийцев была уничтожена снайперами спецназа из отряда “Морских котиков”. 

В результате пиратство как массовое явление все-таки было побеждено  — с 2012-го по прошлый год сомалийцами не был захвачен ни один корабль. Счет размочили только в феврале 2017-го, когда около Нигерии был похищен украино-российский экипаж с немецкого сухогруза.

Печальным итогом деятельности “хозяев морей” с 2008-го по 2012-й годы явилась гибель более полусотни моряков со ста семидесяти захваченных судов и общий убыток морской транспортной отрасли в размере $650 млн.

Читайте также: АЛЕКСАНДР СОЛОНИК. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ГЛАВНОГО КИЛЛЕРА 90-Х