Очень многие люди ни разу жизни не летали на самолетах. Однако, они имеют представление о буднях работы сервиса авиаперевозок по многочисленным кадрам кино или новостей. Но даже те, кто время от времени лично пользуются услугами авиаперевозчиков могут даже не догадываться о том, что самолеты на аэродромах — не единственная техника, позволяющая этому транспортному сегменту бесперебойно осуществлять свою деятельность.

Сегодня мы готовы рассказать про ряд интересных машин, делающих сервис авиапутешествий удобным и безопасным. Эта техника никогда не поднимается в воздух как самолеты, которые она обслуживает, разве что при перевозки ее с аэродрома на аэродром в брюхе грузового воздушного судна. Но ее визиты на летное поле обязательны и такие машины обычно сопровождает взглядом толпа зевак с борта очередного авиалайнера, готовящегося к взлету или совершившего посадку. Знакомимся со скромными тружениками, незаслуженно остающимися в тени славы ширококрылых птиц Аэрофлота.

Автобус — на взлёт!

Самым привычным видом транспорта после самолета на летном поле для пассажира, прошедшего регистрацию, является аэродромный автобус. Тот самый, который доставляет людей от главного терминала к трапу авиалайнера. Обычно это самые современные низкопрофильные широкоформатные городские автобусы, выкрашенные для большей приметности в оранжевый цвет и оборудованные мигалками для привлечения внимания. Вот только для доставки людей к такому гиганту, как Airbus A380, который может брать на борт более восьмисот человек одновременно потребуется около пятнадцати обыкновенных автобусов, делающих несколько рейсов от терминала к воздушному судну.

Того и гляди, посадка растянется на пару часов, за которые уже можно было бы долететь до места назначения. Для выхода из непростой ситуации был сконструирован самый большой в мире аэродромный автобус — Van Hool AP2375. Этот “малыш” может подкидывать до места за один рейс сто шестьдесят стоячих человек, благо, ехать до самолета обычно не более семи минут — можно потерпеть. Автобус для более быстрой разгрузки имеет шесть широкоформатных сдвижных дверей, расположенных не только с каждой стороны транспортного средства, не еще спереди и сзади! Парочка таких вместительных “толстяков” минут за двадцать набьют А380 под завязку.

Зацепил — потянул

Читайте также: ПЯТЬ ТАИНСТВЕННЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ ДРЕВНОСТИ, НЕ ДО КОНЦА РАЗГАДАННЫХ ДО СИХ ПОР

На примере того же А380 можно убедиться, что воздушный парк современного аэропорта укомплектован вместительными самолетами с мощными силовыми установками. Они позволяют без труда поднимать многотонные машины в воздух, однако, при движении по аэродрому использование собственных турбин самолета нецелесообразно по причине их все той же высокой мощности. Но как же самолету выкатываться из ангаров и следовать на обозначенную взлетную полосу?

Во всем мире принято для этих целей использовать самолетные тягачи — маленькие юркие машинки с низкой кабиной, цепляющие лайнер за переднюю опору и тягающие по аэродромной бетонке. Чтобы такие машинки типа Volk EFZ 100 N не простаивали без дела между авиарейсами, им поручают различные такелажные работы типа перевозки багажа или техники без собственного двигателя — генераторов или компрессоров. Самые модные и современные тягачи оборудованы электродвигателями, поэтому не требуют горючего для заправки и отвечают нормам экологических требований. Некоторые инновационные решения, как у израильских авиалиний, позволяют пилотам самолета дистанционно управлять тянущим крылатый гигант автомобилем из кабины авиалайнера, что исключает аварийные ситуации из-за несогласованности действий между экипажем самолета и тягача.

 

Помощники Санты

Зимой условия эксплуатации воздушного парка усложняются в разы. Содержать аэродромное покрытие и корпуса авиалайнеров свободным от снега и корки льда — совсем нетривиальная задача. Для этих целей построен целый парк разнообразных машин. Например, поиграть в снежки на летном поле очень удобно при помощи таких роторных снегоуборочных комбайнов, как норвежский Оveraasen TV 2000. Эти трудолюбивые машины способны за один час избавить полосу от двенадцати тысяч (!) тонн снега, отбросив его в сторону незакованной в бетон степи более чем на тридцать метров. На пару миллионов снеговиков хватит! Разморозить же ледовую корку, предательски сцепившую рулежку можно таким мощным пылесосом “наоборот”, как газотурбинный устранитель гололеда, нагнетающий горячий воздух мощной струёй от вертолетного двигателя перед собой. Любой мусор, лёд и снег будут отброшены им далеко прочь!

Сам же продрогший самолет любовно отогреет спецтехника — Deicer. Роботизированные пожарные гидранты поливают антиобледенителем труднодоступные места и сочленения исполнительных механизмов лайнера, которые поразил лед. Смоченный антиобледенителем корпус будет какое-то время не подвержен образованию новой ледовой корки, а за это время машина уже успеет унести своих пассажиров в небо.

 

Подай, принеси

Вы уже видели грузовик-самосвал, у которого кузов может целиком подниматься в воздух на высоту более пяти метров? В современных аэропортах есть такие. Mallaghan CT8000 оборудован лифтом-пантографом, поднимающим грузовой отсек машины горизонтально на заданную высоту, с которой удобно вести перегрузку из кузова в авиалайнер через его грузовые двери. Что же могут грузить в самолет кроме багажа? Да много чего — чистые чехлы многочисленных сидений, продукты, кислород, аккумуляторы автономных систем и инструменты. Однозначно, такие грузовики “без дела не сидят”.

Готовь гидрант смолоду

 

Судя из периодических репортажей, аварии в аэропортах, к сожалению, не редкость. Следовательно, пожары там происходят чаще, чем хотелось бы. А так как концентрация людей в этих местах всегда высока, то требования к противопожарной технике повышены в разы. Всегда должны быть наготове скоростные экипажи с современной водометной техникой. Потушить локальный пожар в двигателе, добраться к которому обычной пожарной машине не под силу, по плечу ультрасовременному Rosenbauer Panther HRET. Этот полноприводный вездеход имеет на вооружении робот-штангу с пожарной турелью, которая умеет даже прокалывать корпус фюзеляжа самолета в любом месте и тушить пожар изнутри. Несколько видеокамер и манипулятор делают возможным управление штангой в полной темноте и в загроможденных узких коридорах и проходах.

Согласно вышеперечисленному, работать в аэропортах очень не скучно, даже если вы не пилот — столько разнообразной и необычной техники, порой способной отвлечь внимание даже от взмывающих в небо самолетов!

Читайте также: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АТОМНОГО ЛЕДЯНОГО ЧЕРВЯ