Представляем вам перечень дорогостоящих глобальных мировых проектов, которые провалились, несмотря на многомиллионные финансовые вливания.

Проект Мохол — копай глубже, кидай дальше

Назван в честь хорватского геофизика Мохоровичича, предположившего, что существует явная граница между земной корой и земным ядром, которое вращается отдельно от верхних слоев почвы. Этакий шарообразный подшипник, в зазоре которого может располагаться описанный фантастами затерянный мир с джунглями, динозаврами и подземными обитателями. Для проведения фундаментальных исследований вопроса было принято решение пробуриться до вожделенного слоя и произвести соответствующие замеры.

Чтобы сэкономить на процессе, бурить решили в Тихом океане недалеко от побережья Мексики, в месте, где глубина океана составляла более трех километров. Шаг вполне разумный — зачем пробивать дорогостоящим оборудованием земную твердь там, где ее можно пройти сквозь толщу воды? Тем не менее, на проект было “угрохано” около полумиллиарда американских долларов, что по меркам 60-х годов прошлого века просто умопомрачительная сумма.

Читайте также: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АТОМНОГО ЛЕДЯНОГО ЧЕРВЯ

Однако, пробурить океанское дно удалось всего лишь на жалкие пару сотен метров. Дальнейшее бурение не представлялось возможным из-за несовершенства используемого оборудования. Через пять лет после старта американское научное сообщество приняло решение свернуть проект ввиду безуспешности всех принимаемых попыток. Похоже, эти 180 метров оказались самыми дорогостоящими землеустроительными работами за всю историю человечества. А вы по поводу “Зенит —  Арены” переживаете!

Какая боль, какая боль! Канада — СССР: 5-0!

Проведение любых международных мероприятий, будь то конкурс Евровидения или Олимпийские игры, всегда желанное событие для руководства стран-организаторов. Возможность финансовой выгоды базируется на здравой оценке собственных инфраструктурных объектов принимающей стороны и ожидаемых поступлений от туристического сектора собственной экономики. Не известно, какими исходными показателями оперировало канадское руководство в 1976 году, победив в конкурсе на проведение очередной мировой спортивной встречи, но Монреаль начал скорую подготовку к летним Олимпийским играм, вырвав это почетное право у СССР и США.

Как и полагается в таких случаях, Канада начала спешно возводить соответствующую инфраструктуру. Был заказан проект нового стадиона с инновационной раздвижной крышей, строительство которого обошлось в 135 млн. долларов. Как это и водится, к сроку стадион не был готов и все действие пришлось проводить на этом незаконченном объекте с минимальными удобствами. Полноценный ввод в эксплуатацию горе-стадиона произошло только спустя шесть лет, хотя некоторые инженерные решения так и остались неработающими, в том числе и чудо-крыша. Общие расходы на проведение Олимпиады составили пять миллиардов канадских долларов, которые были вынуты из экономики страны и выплачивались как совокупный долг аж до 2006 года, перевалив по оценкам специалистов в пересчете на текущий курс за $20 миллионов! К слову сказать, Канада на этой Олимпиаде не завоевала ни одной золотой медали.

Проект «Авангард»: Догоним и перегоним!

Любая спешка до добра не доводит. А если при этом две сверх державы пытаются во что бы то ни стало обогнать друг друга в такой наукоемкой и затратной сфере, как космос, то цена ошибки ожидаемо окажется весьма высока. Так, уступив пальму первенства в покорении космоса всего на пару месяцев СССР, США, стиснув зубы, продолжили доводить до совершенства разработку собственного ракетоносителя под названием «проект “Авангард” (англ. Vanguard).

Стремление к совершенству вылилось  в целый ряд аварийных стартов, при которых ракета взрывалась в атмосфере, либо  просто разваливалась на старте. Позор, длившийся несколько лет, удалось прекратить только передав проект в руки военных специалистов НАСА. За эти пару-тройку неудачных лет проект “Авангард” уже поглотил более ста миллионов долларов, нисколько не оправдав своего претенциозного названия.

Заполярная железная дорога

Для реализации любого амбициозного проекта в СССР необходимо наличие достаточного количества людского ресурса и.. пожалуй, этого достаточно. Сталинские идеологи в 1947 году замахнулись на прокладку транспортной железнодорожной магистрали, соединившей бы Северный полярный круг, Урал и Центральную Сибирь. Стройка века подразумевала умопомрачительные финансовые траты, оптимизировать которые решили за счет использования труда заключенных.

На тот момент источников подобных ресурсов хватало с избытком. Официальные цифры участников строительства озвучивают 80 тысяч человек. Ударная стройка, длившаяся шесть лет, потребовала вложений 42 миллионов рублей и так и не была завершена — в 1953 году скончался Сталин, положив конец масштабному расточительству средств и человеческих жизней. По сей день в лесах на просторах Сибири ржавеют остовы брошенных паровозов, разваливается железнодорожное ветхое полотно, рельсы которого устанавливались с нарушением всех допустимых ГОСТов отрасли — весь подвиг многострадального народа делался для галочки, эксплуатировать магистраль даже после успешного окончания строительства не представлялось возможным — большинство развязок и скруглений не выдержали бы и минимальной транспортной нагрузки, так как строились непрофессионалами без соблюдения норм проектной документации. Еще один невостребованный памятник роптанию перед тоталитарным режимом.

Первый советский небоскреб

К еще одному фундаментальному провалу амбициозной стройки также приложилась рука Коммунистической партии Советского Союза, когда по предложению товарища Кирова в 1922 году было решено построить для парламентариев-коммунистов самое высокое здание в Москве и в мире.

Строить решили не абы где, а на месте расположенного в Москве храма Христа Спасителя, стоявшего в столице с середины девятнадцатого века. Сказано-сделано. Храм был взорван, на его месте возвели гигантский котлован под фундамент. Близкое расположение реки обусловливало постоянное подтопление обнаженного слоя земли грунтовыми водами и уже на том этапе строительства было понятно, что проект окажется провальным.

Но воду героически откачивали, не менее героически возводя многотонный фундамент будущего Дворца Съездов. До начала Великой Отечественной успели даже построить первые десять этажей гиганта. Но война внесла свои коррективы — здание было разобрано на нужды фронта. Оставшийся котлован с неумолимым постоянством затапливался водой, пока послевоенным руководством не было принято решение открыть на этом месте крупнейший в стране бассейн под открытым небом. Зимний плавательный бассейн “Москва” просуществовал до 1994 года, когда было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. За неполную пятилетку храм был реконструирован, вновь вернувшись на круги своя.

Читайте также: УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПОДЛОДКИ, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРЫХ ТЫ НЕ ЗНАЛ?