Автогоночный спорт по праву считается одним из самых зрелищных состязаний. Стремительные догонялки на ревущих спорткарах собирает массу зрителей по всему миру, жаждущих стать свидетелями отчаянной борьбы мастерства пилотов и технологий автоконцернов, ну и конечно надеющихся вживую увидеть какой-нибудь очередной скандал, которые не редкость для таких авто-мероприятий.

А мероприятий подобного рода хватает: соревнования форматов Формула 1, Формула 2 и 3, Индикар, НАСКАР, ДТМ и еще масса туринговых (авто с открытым верхом) соревнований в подклассах! А совсем недавно открыли формат Формула Е. Чем они отличаются, для кого предназначены и кому могут быть интересны?

Формула успеха

Действительно, чем Формулы отличаются друг от друга?

Формула 1 считается самым престижным соревнованием, имеющим мировой вес. Ежегодное проведение мероприятия в финале знаменуется вручение Гранд-при — статусной награды, подтверждающей превосходство победителя в ряде номинаций. Для участия в этом исключительном мероприятии нужно соблюсти множественные требования как к автомобилю, так и к составу пилотов. Эти требования постоянно меняются наблюдательным советом по инициативе различных групп — конструкторов, инвесторов и других заинтересованных лиц.

Зачастую все это напоминает подковерную игру, постоянно создавай накал страстей и напряжение, связанное с переделкой гоночных автомобилей, которые за свою стремительность и мощность давным-давно в этом спорте принято называть болидами. Болид, по определению астрономов — это очень яркий метеорит, оставляющий заметный след при полете в земной атмосфере, который к тому же сопровождается мощным ревом. И совсем не удивительно, что подобное сравнение перекочевало в автоспорт — гоночный автомобиль заездов Формулы 1 способен развивать скорость свыше четырехсот километров в час, а рев их сверхмощных движков превышает 145 децибел, что под стать шуму от взлетающего реактивного самолета или стартующей космической ракеты!

Действительно, потенциал силовой установки болидов настолько велик, что на заре подобных соревнований даже было введено специальное ограничение на объем двигателей подобных машин в 4,5 литра для типичного двигателя без турбонаддува. Если на построенный для гонок двигатель устанавливали турбонагнетатели для повышения его мощности, то комиссия своими требованиями урезала объем такого двигателя до смешных 1,5 литров. Однако, смысл таких ограничений вполне понятен: если хочешь доказать, что ты чемпион — побеждай в равных со всеми условиях.

К слову, ограничения комиссий настолько многочисленны, что в формате Формулы 1 командам-участникам приходится самостоятельно проектировать, конструировать и испытывать свои болиды, вбухивая колоссальные средства в инновации и получая на выходе новейшие композитные материалы или революционные решения в конструкции двигателей.

Вполне понятно, что с некоторых пор представлять команду и болид на матчах Гран-при стало по силам только ведущим автомобильным концернам, способным внедрять полученные на спортивной ниве открытия и разработки в серии обычных гражданских автомобилей. В основной концепции дизайна болидов были приняты открытые широкие колеса, созданные по специальным технологиям, цена каждого из которых на сегодняшний день составляет порядка тридцати тысяч американских долларов. Композитный корпус изготавливается практически вручную, проходя стадию деревянного полноразмерного макета и многочисленных компьютерных симуляций. Силовую установку для каждого болида изготавливают тоже персонально, иногда в другой стране, в другой компании. Это чрезвычайно дорого, но оправдано с точки зрения профессионального подхода к выбору компетентных конструкторов. В итоге самый простенький болид обходится компании до миллиона долларов и это не считая расходов на обкатку, доработку, вступительных взносов за участия в гонке, международных страховок и оплату квалификаций. В итоге участие в Гран-при обходится в настолько колоссальную сумму, что не под силу множеству рядовых производителей и спортивных организаций.

Мы пойдем другим путем

Именно поэтому было разработано несколько других стандартов для болидов и принципов проведения соревнований по автогонкам, принявших форматы Формула 2 (Ф2, Ф3000) и Формула 3 (Ф3). Формула 2 подразумевает заезды на авто с куда меньшим объемом двигателя, что существенно сказывается на цене и доступности гоночного автомобиля. Соревнования такого формата не международные и зачастую проводятся внутри страны как отборочные туры для пилотов перед их участием в Гранд-при. Пилоты Формулы 1 тоже не брезгуют участием в младших спортивных подкастах, так как это неплохой шанс повысить свой уровень и банально подзаработать.

И хоть в Ф2 и Ф3 участвуют машинки “послабее”, эти соревнования не менее зрелищные и собирают своих поклонников по обеим сторонам тех же трасс, что используются и в Ф1. К слову сказать, новомодный формат Формула Е означает соревнование болидов с установленными электродвигателями вместо традиционных камерных. Такие соревнования искренне удивляют поклонников автоспорта непривычной тишиной — электрокары работают бесшумно и к радости экологов оставляют воздух над трассой свободным от вредных выхлопов!

На американском континенте существует свой вариант гонок формата Формула с незначительными отличиями в требованиях к болидам и трассам, который называется Индикар. Болиды Ф и Индикар выглядят очень похоже из-за главного требования формата — открытых широкопрофильных колес, подразумевающих установку на дизайн всевозможных антикрыльев, прижимающих авто к земле на больших скоростях и улучшающих тем самым сцепление с дорожным покрытием.

Пропустите! Я спешу!

 

Визуально болиды любого формата Ф легко отличить от обычных авто — это узнаваемые зубилообразные сигары с открытыми колесами, низкой посадкой и хвостовым расположением двигателя. Но не менее популярными и еще более доступными для участия рядовых производителей авто спорткласса являются гонки типа НАСКАР (NASCAR —  Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей — англ). Для участия в НАСКАРе, к пущему восторгу почитателей классических дизайнов, допускаются автомобили с кузовами обычных распространенных марок.

Снаружи такой автомобиль выглядит очень похожим на те иномарки, что ездят по вашему городу или скучают в пробках. Но на трассе отличие наскаровцев сразу бросается в глаза — пилот и штурман облачены в шлемы, внутреннее пространство авто забрано в раму безопасности из ударопрочных компонентов. Вся начинка такого автомобиля подвергнута спортивным модификациям, а на шасси того же Ситроена может стоять американский или азиатский двигатель.

Например, на ралли Париж — Дакар в участвующем от России автомобиле КамАЗ из отечественных деталей присутствовала только надпись (“КАМАЗ”). И двигатель, и детали подвески — все было от иностранных производителей. Но тем не менее узнаваемый дизайн российских грузовиков радовал отечественных болельщиков знакомыми до боли очертаниями.

Не были обделены вниманием на гоночной стезе и юниорские команды — соревнование на мини-картах тоже имеют место в ряде стран мира, давая возможность юным гонщикам набрать опыта и квалификации для перехода в высшую лигу и пересесть когда-нибудь с авто с объемом в треть литра на ревущего четырехлитрового монстра.