Побывать в Италии и не заглянуть в Рим — непростительное упущение! Для тех, кто планирует путешествие на родину Коза-Ностры, стоит внимательнее просматривать расписание будущих туристических маршрутов, чтобы не упустить возможность побывать в жемчужине мировой коллекции памятников древности — римском Колизее!

Колизей, в переводе с латыни — колоссальный, по меркам архитектурных сооружений начала нашей эры считался весьма впечатляющим проектом. Античный стадион после своего открытия был способен вместить более 50-ти тысяч зрителей.

Являясь самым крупным амфитеатром из всех известных, Колизей представляет собой эллипс с длиной окружности более пятисот метров, малый его диаметр равняется 156-ти метрам, большая ось — 188 метрам. Арена также имеет форму эллипса, от которой расходятся концентрические окружности зрительских пандусов. Арена имеет 85 метров длины и 54 метра ширины. Стены строения возвышаются от земли ввысь на полсотню метров. Грандиозная конструкция была возведена на мощном фундаменте 13-метровой толщины.

Мы наш, мы новый мир построим

Строительство уникального сооружения началось в 70 году н.э. и продлилось меньше десяти лет. История постройки Колизея началась со свержения деспотичного царя Нерона, четырнадцать лет управлявшего Римом. После самоубийства диктатора страна на полтора года погрузилась в гражданскую войну. В конце-концов у руля империи в 69-м г. н.э. встал один из самых популярных и деятельных сенаторов Рима — Тит Флавий Веспасиан, положивший начало правления династии Флавиев.

Обширные землевладения Нерона, занятые его апартаментами, Веспасиан мудро решил передать в общественное пользование и предложил проект городского строительства на месте бывшего озера под дворцом свергнутого тирана, убивая таким образом двух зайцев. Во-первых, решался вопрос с имуществом опального императора, раздел которого не представлялся возможным из-за разногласий в Сенате, во-вторых, снос пустующего дворца способствовал искоренению памяти о предшественнике-диктаторе, а постройка грандиозной арены для народных празднеств помогала упрочнить культ нового хозяина империи — Флавия.

Читайте также: ИЛОН МАСК — ГЕНИЙ, КОТОРЫЙ ОТВЕЗЕТ НАС НА МАРС

Оставался открытым только вопрос финансирования строительства. Но император, который не брезговал собирать налоги даже с общественных римских туалетов, нашел необходимые средства на столь амбициозный для тех времен и технологий проект. “Деньги не пахнут” — эта крылатая фраза принадлежит именно Флавию Веспасиану.

Амфитеатр Флавиев

Весомый вклад в финансовую статью строительства привнесли военные трофеи Рима от победоносной войны с иудейскими племенами на территории современного Израиля и Сирии. Сто тысяч пригнанных рабов ударными темпами возводили геометрию будущего чуда света во славу Римской империи. И хотя Колизей был построен всего за восемь лет, открыл его только в 80-м году н.э. сын Веспасиана — Тит Флавий. Сам Веспасиан не дожил до этого торжественного события.

Не известно в какую сумму тогда обошлось строительство амфитеатра Риму, но на реставрацию и обновления памятника искусства римских зодчих в 2013 году итальянский миллиардер Диего Валле пожертвовал $33 млн. И это не считая официального государственного проекта по реконструкции памятников старины, в рамках государственной программы, предполагающей финансирование в размере $20 млн. Капитальное же строительство подобного объекта даже сегодня будет иметь бюджет сродни годовому доходу небольшого европейского государства.

Церемония торжественного открытия арены заняла сто двадцать три дня, в течение которых длился праздник и люди имели возможность ежедневно посещать каменные стены нового Колизея.

Гладиаторы и морские битвы

Так как футболом древние жители Рима интересовались крайне слабо, развлекали публику в то время куда более безобидные зрелища — гладиаторские бои и сражения с дикими животными. По свидетельствам современников, в день открытия Колизея на арену было выпущено около пяти тысяч диких зверей, а за всю церемонию празднования свою погибель на арене нашли более одиннадцати тысяч всевозможных хищников и других экзотических животных. Слоны, тигры, медведи, львы и даже бегемоты свозились в Колизей со всех концов империи для того, чтобы быть разорванными друг другом или заколотыми смельчаками на потеху требовательной публики.

Четыре сотни лет стены легендарного амфитеатра служили местом утоления первобытной жажды дичайших зрелищ, на которых сходились в смертельных поединках гладиаторы — рабы, преступники, пленные или жаждущие славы самоуверенные смельчаки. Все они служили в этом месте одной цели — развлечению римлян. Для достижения большей зрелищности и спортивности, схватки между бойцами проводились по ряду определенных правил — соперники подбирались исходя из уровня подготовленности кандидатов, их опыта. Как и в современных правилах турниров единоборств учитывался вес и квалификация претендента. Часто практиковались и командные бои.

Малоизвестным фактом является то, что на Колизее устраивались даже морские сражения — по специальному акведуку на арену подводилась вода и поле будущей битвы затапливалось на глубину до одного метра.

Навмахии, так назывались подобные баталии, являлись хорошей тренировкой для тактических решений тогдашних командиров прообраза отрядов морской пехоты. Постановочные бои зачастую рассказывали истории прославленных реальных морских сражений, но требовали серьезных финансовых трат, обходясь римской казне куда дороже обычных гладиаторских боев или сражений на колесницах. Видимо, решив исключить весомую нагрузку на бюджет, император Домициан перестроил арену Колизея так, что под ней расположился этаж инвентаря, служебных помещений, камер для узников и секретных проходов для эффектного выведения на арену диких хищников в разгар сражений.

Эхо истории

После падения Римской империи в V веке н.э. Колизей опустел, яростные битвы обреченных на смерть рабов отошли в историю, а переживший несколько землетрясений величественный амфитеатр начали растаскивать на стройматериалы местные ремесленники.

Только в VIII веке католическая церковь вновь обратила внимание на грандиозный памятник истории и взяла его под свою защиту, благодаря чему каждый турист сегодня имеет возможность представить бесстрашным гладиатором, ступившим на песок знаменитой арены!

Кстати, посещение Колизея платные. Полный билет для взрослого  на два дня — 12 евро. Этот билет разрешает посещение не только Колизея, но и римского Форума и Палатина. Так что двух дней даже маловато.

Есть льготы для студентов до 25 лет.

Читайте также: ДЕТИ СТАЛИНА. ЧТО С НИМИ СЛУЧИЛОСЬ?