Исторический жанр в кинематографе привлекает зрелищностью и пользуется неизменной популярностью у зрителей. Он позволяет окунуться в жизнь и нравы давно ушедшей эпохи, узнать не только исторические факты из жизни того или иного персонажа, но и почерпнуть сведения о быте и вооружении далеких предков. Особенно привлекательны в этом отношении фильмы, живописующие одну из самых романтических эпох – средневековье.

Получивший справедливое наименовании «темных веков» в историографии Европы период, несмотря на столь непривлекательное название — овеян легендами о рыцарской чести, благородстве и бесконечной преданности представителей сословия рыцарей своим сюзеренам и даме сердца. Особенную привлекательность и зрелищность придают фильмам бесконечные битвы и поединки, которыми действительно была насыщена эта кровопролитная эпоха.

Далеко не все, что показывают в кино, соответствует действительности. «Индустрия грёз» стремясь добиться эффекта зрелищности, привлечь зрителей и извлечь максимальную коммерческую выгоду сознательно отступает от исторической достоверности и искажает даже внешний вид вооружения, которым добывали славу и побеждали реальные, а не вымышленные персонажи, закованные в стальные латы и кольчуги. Рассмотрим насколько, соответствует действительности бутафорская амуниция киногероев реальному вооружению, имевшемуся в эпоху рыцарства.

Рыцарский меч

Считается основным оружием средневекового героя. Именно бой на мечах обычно венчает кульминацию борьбы добра со злом. Именно поэтому каждый герой-рыцарь вооружен именно своим, доставшимся ему самым чудесным образом мечом, который является его талисманом, источником силы и продолжателем руки, вершащей правосудие.

Любого зрителя поражают размеры и причудливая форма ярко сверкающих в руках воинов мечей. То, с какой легкостью они на протяжении всей битвы сокрушают неисчислимые орды врагов.
К сожалению, реальный меч той эпохи имеет мало общего с бутафорским. И начать следует с того, что отнюдь не он был основным оружием конного рыцаря, а… длинное копье.
К использованию меча рыцарь переходил только тогда, когда вынужден был спешиться и продолжать поединок, уверенно стоя ногами на земле.

Самые недостоверные факты об этом оружие, которыми изобилуют постановочные сюжеты в кино – это их размеры, вес и… сверкающая на солнце сталь.
Размеры мечей киногероев поражают воображение. Нередко они отмахиваются от наседающих врагов орудием, равным своему росту. Между тем, тактика ведения боя и физические возможности рыцарей уже тогда выработали наиболее приемлемую длину и вес меча.
Самый известный и зрелищный – двуручный меч имел длину клинка от 900 до 1200 мм, вес его составлял от 0.9 до 1,8 кг. Только единичные экземпляры реальных боевых мечей достигали веса 2 кг.
В музеях сохранились экземпляры средневекового оружия, имеющие большую дину и вес. Но это оружие никогда не применялось в бою. Оно носило ритуальный или сакральный характер. Одевалось исключительно в «представительских» целях для демонстрации мощи носителя такого меча и устрашения потенциальных противников. Огромные мечи применялись в ритуальных целях – при принесении в жертву или во время казни. В тех случаях, когда от владеющего таким мечом требовалось нанести один единственный удар. При том – не обязательно точный. Именно вес делал гибель жертвы неотвратимой.

Сверкающее оружие – другой миф воспроизведенный кинематографом. Рыцарское оружие, в подавляющем большинстве, было очень грубым, выкованным местными умельцами на деревенских кузницах. Качество металла не позволяло придать ему блеск и изящество. Ржавчина, а не зеркальный блеск клинка были постоянными спутниками всех видов средневекового оружия.
Вывод неутешителен: Бодро размахивающие мечами «кинорыцари» — вооружены ритуальным, сувенирным или палаческим оружием.

Боевой топор

Нередко можно видеть, как наделенной нечеловеческой силой, но не слишком проворный отрицательный герой сокрушает всё на своем пути огромным двуручным топором с широченным лезвием и массой кувалды. К реальному боевому оружия этот бутафорский топор не имеет никакого отношения.

Рыцарский топор – небольшое вспомогательное вооружение, основная задача которого – не ведение боя, а использование в тех случаях, когда затруднительно применить иное оружие или оно вышло из строя. Именно тогда прибегали к висящему на темляку у седла топорику.
Реальная длина рукоятки боевого топора редко превышала 0,8 метра, ширина лезвия – 100-120 мм, а вес – от 0,5 до 0,8 кг. При этом лезвие использовалось реже, нежели чекан – заостренный «клюв», которым с легкостью прорубались даже самые совершенные доспехи.

Вообще – топор оружие пеших воинов. Более того – свойственно воинам северных народов – скандинавам и русичам, воевавшим преимущественно в пешем строю. Но и в этом случае использовались в основном «бытовые» топоры, единственным отличием которых была удлиненная спрямленная рукоятка, нередко окованная металлическими пластинами для защиты в бою.

Булава (пернач)

Довольно распространенный вид вооружения в средние века, пришедший с Востока. Являлась логическим развитием боевой дубины – древнейшего оружия человека. Огромные размеры булав которыми актеры сокрушаю черепа варваров – конечно же миф. Длина деревянной рукоятки не превышала 0,8 м, а вес навершия – свинцового (первоначально) позднее – чугунного был около 0,8 – 1 кг.

Устрашающие шипы булава приобрела позднее, когда рыцарские доспехи усовершенствовались и их стало трудно повредить гладким шаром. Именно тогда булава обросла ребрами – появился пернач, и была утыкана острыми шипами – моргенштерн.
В качестве оружия никогда не применялась широко и очень быстро, из-за ограниченности тактического применения в бою, превратилась из боевого, в церемониальное оружие. Стала символом воинской власти у южных и западных славян.

Лук

Рыцари из луков не стреляли. А если и стреляли – исключительно во время охоты. Этот вид оружия был характерен для пеших воинов. Причем для строго специализированных, профессиональных воинов, которые ничем иным кроме воинской службы не занимались.
Изобилующие батальными сценами фильмы обычно превозносят английских лучников как самых скорострельных и точных воинов средневековья. При этом размеры бутафорских луков зачастую превосходят рост лучников.

Реальный размер английского лука был скромнее. Он не превышал 1 метра. К тому же сильно преувеличена дальность полета стрелы и её пробивная способность. Тучи стрел, выпущенные во врага по навесной траектории – так же кинематографический трюк.
Защита от летящей по навесной траектории стрелы – элементарный деревянный или кожаный щит, а закованным в броню рыцарям такие стрелы были не страшнее чем град.
Лук имел эффективность только в том случае, если стрела вонзалась в жертву на расстоянии прямого выстрела. Для английских луков дистанция эффективной стрельбы редко превышала 100 шагов (50-60 метров).

Несмотря на бутафорский характер оружия, которым безупречно владеют киногерои, все оно имеет реальные прототипы. Они не столь зрелищны и эффектны, но в свое время с успехом служили владельцам и позволяли им выходить победителями в многочисленных и физически напряженных поединках.