Наверное, любой мальчишка всегда испытывал неподдельный интерес к образчикам подводного флота любой страны любого столетия. Ведь как и космос, морские глубины до сих пор малодосягаемы для нас и таят в себе множество загадок и открытий. А любая подлодка — хитроумный инструмент, дающий возможность поближе познакомиться с этими тайнами.Тем более, практически любой подводный корабль — это инженерный шедевр, технологическая реализация человеческих амбиций, мимо которого не сможет пройти пытливый ребяческий ум. Несколько особенных проектов подводных судов, коих было предостаточно во все времена мы представим сейчас вашему вниманию.

Подлодка XVIII века — ракетоносец на мускульной тяге

Как вы думаете, где и когда был построен первый подводный ракетоносец? Гроза морей, скрытый под водой носитель полусотни межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками является серьезным аргументом в геополитическом споре. Современный подводный ракетоносец является доказательством технологического превосходства державы и предметом зависти других стран.

Безоговорочным лидером по числу боеспособных субмарин этого класса на сегодняшний день является США. И это несправедливо, ведь первый подводный носитель ракетного вооружения был построен в царской России в 1827 году. Подлодка, созданная по проекту генерал-адъютанта К.А.Шильдера, в то время даже не имела гребного винта — вместо него у лодки стояли по бокам корпуса четыре рычага, с помощью которых экипаж греб, словно веслами, в подводном положении. Четыре крепких матроса, используя свою мускульную силу, разгоняли под водой лодку до скорости в смешные треть узла, что не давало ей возможности справиться со встречным течением или ветром.

Читайте также: ДЕТИ СТАЛИНА. ЧТО С НИМИ СЛУЧИЛОСЬ?

Рулевой не был способен самостоятельно выдерживать под водой заданный курс ввиду отсутствия в те времена совершенных навигационных приборов. Однако, стоит учесть, что суда в то время вообще были парусными, единичные пароходы были колесными, а не винтовыми, а о паровых броненосцах только-только начинали говорить во флотских проектных ведомствах.

Подлодка Шильдера, при всей своей допотопности и недостатках конструкции, на десятилетия обогнала время — корабль, корпус которого был собран из листового железа, имел ребра жесткости — шпангоуты. Субмарина, вследствие этого, могла погружаться на рекордные для того времени 12 метров, на ней впервые была применена схема очистки и пополнения запасов свежего воздуха — прообраз шноркеля, который будет устанавливаться на подлодках только через 100 лет! Так как о торпедах в те годы не могло идти даже речи, из-за особой технологической сложности изготовления данного типа вооружения, лодка оснащалась пороховой миной, закрепленной на носу на двухметровом шесте с гарпунным наконечником.

Выбрав парусник-жертву, лодка в погруженном положении разгонялась и таранила гарпуном корабль ниже ватерлинии, гарпун с миной застревал в корпусе жертвы и соскакивал с шеста. Лодка отходила на безопасное расстояние и бортмеханик подрывал мину электрическим зарядом по проводу, идущему от подлодки к пороховому заряду. Такая диверсия подразумевала атаку лодки на неподвижные цели, так как догнать парусники она была неспособна. Поэтому Шильдер установил на палубу лодки с каждого борта по три пятиметровые трубы, связанные в пачку. Внутри каждой трубы находилась ракета диаметром 102 миллиметра, запуск которой можно было производить из-под воды по электропроводам.

На испытаниях, проведенных летом 1834 года на реке Неве, подлодка, в присутствии императора Николая I, успешно поразила ракетами и миной заданные цели. Так что отсчет истории развития подводных ракетоносцев можно начинать с этого российского проекта!

Карликовая немецкая подводка лодка Сюркуф  и Зеехунд

После Первой мировой войны все крупнейшие военно-морские империи были связаны международными соглашениями, накладывающими ограничения на размер флота каждой державы, а также на водоизмещение кораблей и калибр их главных орудий. Поэтому перед инженерами всех стран их правительства ставили задачу обхода этих ограничений. Германские хитрецы, особо сильно пострадавшие от запретов после поражения Германии, выходили из положения созданием карликовых линейных кораблей и многочисленных подлодок, о которых в договоре не было ни слова.

Французы тоже пытались не отставать и разработали проект подводного артиллерийского крейсера, не уступавшего орудийной мощи линкору и имевшего преимущества скрытности подводной лодки. Амбициозный проект воплотился в единичном экземпляре серии “Сюркуф”. Спущенный на воду осенью 1929 года этот стометровый французский гигант был вооружен 12-ю торпедными аппаратами, 6-ю зенитками разных калибров и спаренной артиллерийской башней линкора со 203-миллиметровыми орудиями, расположенной на палубе подлодки.

Если вас не впечатляет размах инженерной мысли, воплощенный в этом проекте, то добавим на лодку водонепроницаемый ангар с гидросамолетом-разведчиком Besson 411. Современная вычислительная механическая система управления огнем вкупе с воздушным корректировщиком значительно повышала эффективность артиллерии судна. Однако, морские сражения Второй мировой войны сформировали свои требования к характеристикам успешных подлодок — артиллерия показала свою низкую эффективность в сравнении с разнообразным продвинутым торпедным вооружением ”тихих убийц”. В любом случае “Сюркуф” — очень любопытная и необычная подлодка, заслуживает вашего внимания.

Очень любопытными подлодками, принявшими участие во Второй мировой войне со стороны Германии, были корабли типа “Зеехунд”. Отчаявшаяся Германия, постепенно терявшая позиции на море, пыталась выправить положение, запустив в серию карликовые двухместные подводные лодки для диверсий в прибрежных водах англичан. Оснащенные всего двумя электрическими торпедами, малышки не имели никакого другого вооружения, кроме мин, заменявших иногда основное оружие. Сто сорок спущенных на воду лодок весьма эффективно показали себя в конце войны, и хотя они не смогли сколь бы то значимо сдерживать союзников, после победы над Германией многие страны начали разработку собственных подводных карликовых лодок, взяв за образец именно немецкий концепт “Зеехунда”.

В отличие от подводной малютки Шильдера, “Зеехунды” имели дизель-электрические двигатели и совершенную навигационную оснастку. Для ускорения процесса погружения по тревоге, пилоты перемещались на нос лодки, увеличивая крен — лодка уходила на глубину в 10 метров за каких-то 5 секунд, когда для погружения на перископную глубину (12-15 метров) обычной субмарины того времени требовалась почти минута. Столь юркую миниатюрную подлодку тяжело было обнаружить и успеть уничтожить до того момента, как она успеет выполнить свою смертоносную миссию, отправив на дно крупнотоннажное судно противника. Для настоящего шпиона и морского диверсанта “Зеехунд” — сподручный девайс.

Удивительный гибрид — подводная лодка, корабль и самолета в одном корпусе

Если уже говорить про шпионов, то любой Джеймс Бонд не отказался бы от зубодробительной комбинации подводной лодки, корабля и самолета. А такие варианты разрабатывались и конструировались в СССР! Только официальных подтверждений спуска на воду подобных подводных самолетов у русских нет. А вот штатовские Бонды могли себе позволить подобное чудо техники уже в 1975 году. Правда, лично посидеть за штурвалом чудо-подводной лодки не получилось бы — конструкция была настолько мала и облегчена, что подразумевала только формат беспилотника.

Однако, действующий образец “Корморана” от небезызвестной студии Lockheed Martin был способен осуществлять разведку на вверенной территории, а также производить постановку помех. Композитные материалы давали возможность судну оставаться невидимым для большинства радаров и “нырять” на глубину до 140 метров. Скорость разведчика в воздухе могла достигать 400 км\час. Маневренный малыш управляется дистанционно с базового судна, иногда возвращаясь к нему с дежурства для подзарядки и обслуживания.

Читайте также: БРАТВА 90-Х. ТОП-10 САМЫХ ЖЕСТОКИХ БАНД РОССИИ