Как повезло в свое время потребителям такого массового продукта, как автомобили, что автоконцерны в 60-х годах прошлого столетия переключили свое внимание на конкурентную борьбу с мощности силовых агрегатов для массового потребительского рынка на характеристики безопасности своего детища. Ведь никакие динамические показатели разгона и быстрый набор скорости от нуля до ста километров не сподвигнет вменяемого потенциального покупателя записывать в ряды самоубийц себя и свою семью. Конечно, всегда будут существовать фанаты зверь-машины, способной оставить далеко за кормой всех остальных пацанов с района на их отставших рыдванах, но уже с конца пятидесятых такое приспособление, как ремень безопасности уже появился на гоночных спорткарах, участвовавших в соревнованиях. Количество выживших в авариях после нововведения на спортивных треках подскочило в разы, что дало повод повсеместного внедрения такой распространенной системы обеспечения сохранности водителя и пассажиров, как ремень безопасности, который сегодня присутствует и в самом бюджетном варианте авто, и в суперкарах.
Заботится о безопасности своей целевой аудитории стало модным. Всего за пять лет, начиная с 1960 года, серийные автомобили обзавелись ремнями, анатомическими сиденьями с подголовниками, подушками безопасности, системами антиблокировки колес и “щадящей” геометрией кузова.

Жизнь всего милее

Виток разработок “безопасных” решений в конце семидесятых для серийных автомобилей уперся в технологическую составляющую, существенно проломить которую получилось только через тридцать лет. Напичканные электроникой флагманы автоконцернов постепенно учились распознавать внезапно появляющиеся препятствия на дорогах в виде пешеходов или резко затормозившего впереди идущего транспорта, помогали пилоту авто контролировать слепые зоны с помощью встроенных камер и осуществлять безопасную парковку благодаря сонарам парктроники.
Сегодняшний день балансирует на грани перехода от полумер к радикальному изменению концепции безопасности движения на дорогах. К таким полумерам сегодня можно отнести следующие любопытные, способные удивлять неискушенного потребителя инженерные решения.

Система “умного” освещения дорожного покрытия

Чем лучше освещено поле зрение водителя в темное время суток, тем выше шансы избежать столкновения на дороге. Однако, при поворотах и маневрах обычного автомобиля конус света от фар освещает будущую траекторию в пределах ограниченного участка. Передовые гиганты автопрома комплектуют сейчас свои авто фарами, способными отслеживать направление и угол поворота рулевых колес, изменяя при этом и направление потока света. Такая система гарантирует необходимую освещенность участка дороги с самого начала маневра поворота. А дополнительные светодиодные решения элементов фар позволяют сделать поток света более мягким, рассеянным, не слепящим водителей встречных автомобилей. При этом обеспечивается охват более широкой зоны темноты по сравнению с традиционными фарами. Наличие датчиков освещенности и акселерометров позволяют “умным” фарам изменять интенсивность своего свечения и угол наклона пучка света, что повышает их эффективность во время дождя или тумана.

Читайте также: САМЫЕ УРОДЛИВЫЕ САМОЛЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЗЛЕТЕЛИ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!

Стой, кто идет!

Некоторые современные автомобили уже умеют автоматически держать дистанцию в городском потоке. Этому им помогает система взаимосвязанных радаров и лидаров, а также встроенных видеокамер с системами распознавания окружения. Подобное комбинирование позволяет вычислительному центру автомобиля предотвратить столкновение или наезд на объект, временно перехватив управление двигателем или рулевыми колесами. Наиболее эффективно система работает при городском режиме движения на скорости до 40 километров в час. Так как законодательно планируется ограничить скорость передвижения в городской черте пятьюдесятью километрами в час уже в самое ближайшее время, предпосылки к повсеместной интеграции такой системы во все серийные авто очевидны, так как это позволит поднять безопасность современного городского трафика в разы.

Хочешь еще ремня?

Отказываться от традиционных систем безопасности, таких, как привычный ремень, никто пока не спешит. Зачем убирать конструкцию, которая уже подтвердила свою эффективность, если можно ее дополнить или улучшить. Травмирование грудной клетки узким и жестким ремнем при столкновении не произойдет, если пользоваться надувным ремнем безопасности. Его конструкция позволяет изменить объем полотна ремня, заполнив внутреннюю полость инертным газом из небольшого баллона, расположенного под сиденьем. Подобно подушке безопасности, такой ремень не только надежно зафиксирует тело пассажира, но и многократно смягчит возможный удар. Время отклика системы на ситуацию составляет всего 40 миллисекунд и в случае ложного срабатывания такой ремень, в отличие от подушки безопасности, не будет препятствовать обзору и провоцировать тем самым аварийную ситуацию.

Алло, кто говорит?

Модная тенденция обучать общению между собой все домашние электроприборы в рамках концепции “умный дом” не обогнула и автопром. Внедрение систем “авто-к-авто” (V2V) позволит машинам оперативно обмениваться информацией на дороге друг с другом. При этом, если, к примеру, за крутым поворотом впереди идущий автомобиль совершил экстренное торможение или остановку из-за поломки, то он сообщит ближайшим своим коллегам об опасной ситуации. Это позволит позади идущей “умной” машине заблаговременно снизить скорость даже в том случае, если ее водитель не видит будущего препятствия из-за сложной геометрии дорожного участка или погодных условий. Главное, чтобы поумневшие машины не сговорились друг с другом и не устроили массовую забастовку или автомобильную вечеринку без опостылевших водителей!

Как вы себя чувствуете?

Весьма высок показатель уровня ДТП, случившихся по причине внезапного ухудшения самочувствия водителя. Системы контроля состояния алкогольного опьянения и сна за рулем сегодня будут дополнены анализаторами сердечного ритма и кровяного давления. При обнаружении рискового состояния здоровья водителя, “умное” авто перехватит управление, снизит скорость, остановится на обочине и даже вызовет медработников к месту своей дислокации. Подобные решения смогут не только избежать аварии на дороге, но и позволят спасти не одну жизнь от внезапного сердечного приступа своими своевременными грамотными протокольными действиями.

Человеческий фактор

Как уже сказано было выше, подобные технологические внедрения вполне способны произвести впечатление, но они не исключают саму суть проблемы безопасности на дороге — ошибки водителя. Радикальным решением вопроса остается работа на перспективу полного отстранения человека от управления транспортом. Четко выверенный мощными компьютерами и точно синхронизированный трафик позволит полностью избежать любого ДТП. При этом даже при возможной поломке или ошибки ЭВМ на одном или несколький авто глобальная система своевременно внесет коррективы в программы всех остальных транспортных единиц, что позволит избежать несчастья. Если при этом все же произойдет чудовищный общий отказ системы, запрограммированные на полный останов в этом случае автомобили предоставят возможность своим пассажирам вспомнить про такую возможность всего человечества, как ходьба пешком. Благо, воздух на автострадах благодаря всеобщему переходу на электрокары обещает быть чистым, свежим и располагающим к пешим прогулкам. Так что счастливого пути!

Читайте также: