Поделимся взглядом на некоторые нетривиальные решения в области авиации, на первый взгляд обреченные на провал, но тем не менее, сумевшие оторваться от земли и покорить небо. В полноценные серии данные аппараты, совсем не похожие на самолеты, не пошли, а значит широкой общественности они не знакомы. Сегодня исправляем это незаслуженное упущение.

 

Avrocar (1952 г)

Хоть гитлеровская Германия и проиграла во Второй мировой войне, ее инженерное наследие глубоко поразило специалистов союзников своими достижениями и множественными наработками, прототипами, серьезно опередившими свое время и тогдашнее развитие инженерии ведущих мировых держав. Чего стоили только гитлеровские секретные летающие диски, копирующие древнеиндийские аппараты пришельцев — виманы.

Видимо, впечатлившись успехами на данном поприще, американские конструкторы приняли вызов и вкупе со своими английскими коллегами приступили к разработке собственной летающей тарелки. Одним из детищ подобных конструкторских изысканий стал аппарат вертикального взлета вентиляторного типа AvroVZ-9V Avrocar. Не смотря на амбициозные заявленные характеристики, конструкция, на которую канадцы потратили около семи лет и солидный бюджет, так и не смогла подниматься выше полутора метров над землей против трехкилометрового потолка, заявленного в технических условиях. Скорость передвижения тоже оставляла желать лучшего.

Читайте также: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АТОМНОГО ЛЕДЯНОГО ЧЕРВЯ

Подобный летающий вентилятор был произведен всего в двух экземплярах и был способен летать с двумя людьми на борту — пассажиром и пилотом. Достаточно крупные размеры агрегата не оставили шансов разработке реализоваться хотя бы в виде альтернативного городского транспорта. И хоть “летающая тарелка” и была способна на невысокие полеты над землей, военных она не заинтересовала. А вот сегодня подобные разработки вновь набирают популярность, судя по появлению летающих велосипедов в российских лабораториях.

 

ВВА-14 (1972 г)

Наверное, увидев советский самолет-амфибию, Джордж Лукас вдохновился на создание Тысячелетнего Сокола в своей прославленной саге “Звездные войны”. Именно обводы футуристического космического звездолета напоминают формы бомбардировщика-торпедоносца с вертикальным взлетом, созданного в Таганроге по проекту авиаконструктора Роберта Бартини. Учитывая сдержанное противостояние двух супердержав в те годы, многие проекты разрабатывались с замахом на оперативные военные действия уже на территории заокеанского военного противника. Поэтому создание водного экраноплана, способного доставлять морем многие тысячи тонн груза, техники и живой силы было весьма перспективным делом. Построенные две реально действующие единицы были весьма внушительных размеров. Экраноплан имел целых двенадцать подъемных двигателей и два маршевых. Вместе с полезной нагрузкой двадцатипятиметровый аппарат весил более пятидесяти тонн. Правда, при всей своей многофункциональности и успешных испытаниях, гидросамолет в серийное производство так и не пошел.

 

Caproni Ca.60 (1921 г)

Идея трансатлантических перелетов с целью перевозки множества пассажиров не давала спокойно спать инженерам с начала века. Соединить Старый свет с Новым скоростными авиамагистралями — дело, способное прославить дерзких гениев и принести солидную прибыль. Именно в погоне за такими решениями в 1921 году появился двадцатиметровый гидросамолет-авиалайнер, рассчитанный на перевозку ста пассажиров. Итальянцы подошли к делу с размахом — на длиннющую сигару корпуса установили три этажерки крыльев от тяжелых бомбардировщиков, которые сами состояли из трех несущих плоскостей. В итоге самолет мог похвастаться девятью крыльями, готовыми поднять его в воздух. Оставалось только убедиться в этом на испытательных полетах! Но первый полет показал недостатки подобной конструкции: поднявшись на высоту порядка двадцати метров, чудо-самолет разломился и рухнул в воду. К счастью, никто не пострадал. И сам самолет даже восстановили после крушения. Правда, дальнейших полетов он уже не совершал, а просто бесславно сгорел, возможно, в результате диверсии.

 

Vought V-173 «Шумовка» (1942 г)

Еще одна попытка сократить протяженность взлетно-посадочной полосы превратилась во вполне годный агрегат, за диковинный внешний вид прозванный “блинчиком”. Действительно, самолет напоминал своим профилем вышеназванное кулинарное блюдо. Несмотря на нелепый вид, самолет оказался весьма подвижен в воздухе и оправдал возложенные на него надежды. Все благодаря мощным моторам, приводящим во вращение настолько крупные винты, что они бы задевали землю на взлете, если бы не удлиненные штанги передних шасси, из-за которых кабина пилота задиралась в небо под весьма острым углом. Данный аппарат послужил прообразом для более крупного и тяжелого палубного истребителя такой же формы и схожей конструкции. В серию подобные разработки не пошли, несмотря на весьма обнадеживающие характеристики, так как Вторая мировая война на момент предполагаемого внедрения прототипов уже успела закончиться.

 

Stipa-Caproni (1932 г)

Если кто не видел летающую бочку, советуем ему взглянуть на детище итальянских инженеров, создавших до начала Второй мировой занятный самолет на два пилота, использовавший принцип турбовентиляторного двигателя для побега с земли. Действительно, самолет представлял из себя прототип турбины современного пассажирского авиалайнера, к которой с каждого бока прикрутили по крылу. Размеры этот толстяк имел весьма скромные, зато обходился весьма скромной силовой установкой и мог разгоняться до скорости в 130 км\час. К сожалению, военные не проявили достаточного интереса к данной разработке и ее ценность для авиаиндустрии раскрылась позднее, когда пришло время уделить внимание гражданской авиации и турбовентиляторная компоновка двигателей стала весьма привлекательной для повышения мощности силовых установок новых покорителей небес.

 

McDonnell XF-85 Гоблин (1948 г.)

Самолет, напоминающий блоху и по внешнему виду, и по размерам, но тем не менее, являющийся реактивным истребителем, собрали американские инженеры в конце сороковых годов прошлого века. Такой миниатюрный самолетик подвешивался, словно елочная игрушка под фюзеляжем крупного стратегического бомбардировщика и находился там во время всего затяжного полета гиганта до его точки назначения. При угрозе перехвата бомбардировщика истребителями противника, пилот малютки прекращал пить кофе и по специальному трапу занимал свое место в миниатюрной кабине. Далее, микро-истребитель отстыковывался, производил контратаку и в случае успеха вновь пристыковывался к родному пилону. Концепция на тот момент позволила бы справиться с низким радиусом действия обычных истребителей эскорта, но малые габариты “Гоблина” не позволяли ему наравне тягаться с перехватчиками противника, следовательно, свои функции по эффективной защите бомбардировщиков модель выполнять не могла. Поэтому ни о каком серийном производстве малышей не могло даже идти речи.

Читайте также: ЭТОТ МОДНЫЙ ГАДЖЕТ — СПИННЕР